0 added
0 removed
Original
2026-01-01
Modified
2026-02-21
1
<p><a>#статьи</a></p>
1
<p><a>#статьи</a></p>
2
<ul><li>24 ноя 2022</li>
2
<ul><li>24 ноя 2022</li>
3
<li>0</li>
3
<li>0</li>
4
</ul><p>Рассказываем, зачем нужно рассчитывать метрику, чем CAC отличается от CPA и как понять, что маркетинг приносит деньги.</p>
4
</ul><p>Рассказываем, зачем нужно рассчитывать метрику, чем CAC отличается от CPA и как понять, что маркетинг приносит деньги.</p>
5
<p>Кадр: сериал "Супермаркет" / NBC</p>
5
<p>Кадр: сериал "Супермаркет" / NBC</p>
6
<p>Head of SMM in Clever. Пишет для TexTerra, SMMplanner, Skillbox Media</p>
6
<p>Head of SMM in Clever. Пишет для TexTerra, SMMplanner, Skillbox Media</p>
7
<p>Customer acquisition cost, или CAC, дословно переводится как "стоимость привлечения клиента". CAC показывает, в какую сумму компании обходится каждый новый клиент. Это одна из базовых, самых распространённых метрик в маркетинге.</p>
7
<p>Customer acquisition cost, или CAC, дословно переводится как "стоимость привлечения клиента". CAC показывает, в какую сумму компании обходится каждый новый клиент. Это одна из базовых, самых распространённых метрик в маркетинге.</p>
8
<p>Принцип расчёта CAC всегда один - расходы на маркетинг делят на количество привлечённых клиентов. Однако то, какие расходы и клиенты будут включены в формулу, будет зависеть от цели. Так, можно рассчитать CAC для всего маркетинга компании. Или вычислить показатель для разных каналов - так можно сравнить эффективность каналов и отказаться от убыточных.</p>
8
<p>Принцип расчёта CAC всегда один - расходы на маркетинг делят на количество привлечённых клиентов. Однако то, какие расходы и клиенты будут включены в формулу, будет зависеть от цели. Так, можно рассчитать CAC для всего маркетинга компании. Или вычислить показатель для разных каналов - так можно сравнить эффективность каналов и отказаться от убыточных.</p>
9
<p>Мы приведём наиболее распространённые формулы CAC.</p>
9
<p>Мы приведём наиболее распространённые формулы CAC.</p>
10
<p><strong>Расчёт CAC для выбранного канала.</strong>Формула будет выглядеть так:</p>
10
<p><strong>Расчёт CAC для выбранного канала.</strong>Формула будет выглядеть так:</p>
11
<p>Рекламные расходы на канал / Количество полученных клиентов</p>
11
<p>Рекламные расходы на канал / Количество полученных клиентов</p>
12
<p>Рассмотрим пример. Таргетированная рекламная кампания во "ВКонтакте" обошлась в 57 000 рублей и принесла 289 покупателей. CAC = 57 000 / 289 = 197,23 рубля.</p>
12
<p>Рассмотрим пример. Таргетированная рекламная кампания во "ВКонтакте" обошлась в 57 000 рублей и принесла 289 покупателей. CAC = 57 000 / 289 = 197,23 рубля.</p>
13
<p>Так мы поняли, сколько в среднем стоит привлечение клиента из этого канала.</p>
13
<p>Так мы поняли, сколько в среднем стоит привлечение клиента из этого канала.</p>
14
<p><strong>Расчёт CAC для всех расходов на рекламу.</strong>Формула будет выглядеть так:</p>
14
<p><strong>Расчёт CAC для всех расходов на рекламу.</strong>Формула будет выглядеть так:</p>
15
<p>Все рекламные расходы / Количество полученных клиентов</p>
15
<p>Все рекламные расходы / Количество полученных клиентов</p>
16
<p>Предположим, что, кроме денег на таргет во "ВКонтакте", клиент потратил ещё и 178 000 рублей на рекламу в Google Ads. Из этого канала он получил ещё 409 клиентов. Тогда рассчитаем общий CAC = (57 000 рублей + 178 000 рублей) / (289 клиентов + 409 клиентов) = 336,67 рубля.</p>
16
<p>Предположим, что, кроме денег на таргет во "ВКонтакте", клиент потратил ещё и 178 000 рублей на рекламу в Google Ads. Из этого канала он получил ещё 409 клиентов. Тогда рассчитаем общий CAC = (57 000 рублей + 178 000 рублей) / (289 клиентов + 409 клиентов) = 336,67 рубля.</p>
17
<p>Так мы поняли, сколько в среднем стоит привлечение клиента для компании.</p>
17
<p>Так мы поняли, сколько в среднем стоит привлечение клиента для компании.</p>
18
<p><strong>Расчёт CAC с учётом всех расходов на маркетинг.</strong>В некоторых случаях в расчёт CAC включают не только расходы на рекламу, но и все затраты компании на привлечение клиентов. Вот примеры таких расходов:</p>
18
<p><strong>Расчёт CAC с учётом всех расходов на маркетинг.</strong>В некоторых случаях в расчёт CAC включают не только расходы на рекламу, но и все затраты компании на привлечение клиентов. Вот примеры таких расходов:</p>
19
<ul><li>зарплата маркетолога;</li>
19
<ul><li>зарплата маркетолога;</li>
20
<li>зарплата таргетолога или других специалистов, которые настраивали рекламу;</li>
20
<li>зарплата таргетолога или других специалистов, которые настраивали рекламу;</li>
21
<li>выплаты дизайнерам, которые делали креативы;</li>
21
<li>выплаты дизайнерам, которые делали креативы;</li>
22
<li>выплаты SMM-специалистам, которые ведут страницы компании в социальных сетях;</li>
22
<li>выплаты SMM-специалистам, которые ведут страницы компании в социальных сетях;</li>
23
<li>расходы на дополнительные инструменты, такие как CRM-системы;</li>
23
<li>расходы на дополнительные инструменты, такие как CRM-системы;</li>
24
<li>выплаты менеджерам по продажам.</li>
24
<li>выплаты менеджерам по продажам.</li>
25
</ul><p>В этом случае формула будет выглядеть так:</p>
25
</ul><p>В этом случае формула будет выглядеть так:</p>
26
<p>Расходы на рекламу по всем каналам + Выплаты специалистам + Остальные сопутствующие расходы / Количество полученных клиентов</p>
26
<p>Расходы на рекламу по всем каналам + Выплаты специалистам + Остальные сопутствующие расходы / Количество полученных клиентов</p>
27
<p>Такой подход имеет свои недостатки. Часто трудно понять, какую долю маркетинговых расходов стоит переложить на привлечение клиентов. Так, маркетолог или SMM-специалист, кроме управления прямой рекламой, могут отвечать ещё за длинный список задач. По этой причине некоторые маркетологи предлагают не учитывать косвенные расходы.</p>
27
<p>Такой подход имеет свои недостатки. Часто трудно понять, какую долю маркетинговых расходов стоит переложить на привлечение клиентов. Так, маркетолог или SMM-специалист, кроме управления прямой рекламой, могут отвечать ещё за длинный список задач. По этой причине некоторые маркетологи предлагают не учитывать косвенные расходы.</p>
28
<p>Некоторые специалисты, напротив, предлагают даже сильнее расширить расходы. Например, включить в их число себестоимость продукта, затраты на производство или сопутствующее оборудование. Соответствующую формулу можно встретить в <a>статье Roistat для VC</a>.</p>
28
<p>Некоторые специалисты, напротив, предлагают даже сильнее расширить расходы. Например, включить в их число себестоимость продукта, затраты на производство или сопутствующее оборудование. Соответствующую формулу можно встретить в <a>статье Roistat для VC</a>.</p>
29
<p>Некоторые рекламодатели приравнивают CAC к другому важному показателю - CPA, Cost Per Action. CPA - это метрика, которая показывает стоимость целевого действия, совершённого пользователем. Пример CPA - цена, которую компания платит в среднем, чтобы получить контакты пользователя через заявку на сайте.</p>
29
<p>Некоторые рекламодатели приравнивают CAC к другому важному показателю - CPA, Cost Per Action. CPA - это метрика, которая показывает стоимость целевого действия, совершённого пользователем. Пример CPA - цена, которую компания платит в среднем, чтобы получить контакты пользователя через заявку на сайте.</p>
30
<p>CAC и CPA - разные показатели. В формуле CPA - пользователи, а в CAC рассчитывается цена привлечённого клиента. Подробнее о группе метрик, к которым относится CPA, а именно цене клика, стоимости лида, стоимости установки приложения и других, можно прочитать<a>здесь</a>.</p>
30
<p>CAC и CPA - разные показатели. В формуле CPA - пользователи, а в CAC рассчитывается цена привлечённого клиента. Подробнее о группе метрик, к которым относится CPA, а именно цене клика, стоимости лида, стоимости установки приложения и других, можно прочитать<a>здесь</a>.</p>
31
<p>Посмотрим на разницу CAC и CPA на примере.</p>
31
<p>Посмотрим на разницу CAC и CPA на примере.</p>
32
<p>Приложение рекламируют через социальную сеть. Пользователи сначала устанавливают приложение, а потом покупают его платную версию. Если поделить рекламные расходы на число пользователей, которые установили приложение, то получится CPA - цена совершённого действия. Если поделить рекламные расходы на число пользователей, которые купили платную подписку, то есть стали клиентами, получится CAC.</p>
32
<p>Приложение рекламируют через социальную сеть. Пользователи сначала устанавливают приложение, а потом покупают его платную версию. Если поделить рекламные расходы на число пользователей, которые установили приложение, то получится CPA - цена совершённого действия. Если поделить рекламные расходы на число пользователей, которые купили платную подписку, то есть стали клиентами, получится CAC.</p>
33
<p>Эта метрика помогает бизнесу:</p>
33
<p>Эта метрика помогает бизнесу:</p>
34
<ul><li>сравнивать эффективность маркетинговых каналов, понимать, какие из них прибыльные;</li>
34
<ul><li>сравнивать эффективность маркетинговых каналов, понимать, какие из них прибыльные;</li>
35
<li>контролировать эффективность продвижения в целом;</li>
35
<li>контролировать эффективность продвижения в целом;</li>
36
<li>корректировать выбранную модель продвижения;</li>
36
<li>корректировать выбранную модель продвижения;</li>
37
<li>оптимизировать расходы без потери клиентов.</li>
37
<li>оптимизировать расходы без потери клиентов.</li>
38
</ul><p>Рассчитав показатель, компания сможет оптимизировать рекламу, отключить неэффективные каналы и тратить больше на те, что приносят максимальный доход. После расчёта CAC можно найти способы оптимизации показателя, которые позволят тратить меньше денег, а получать - больше.</p>
38
</ul><p>Рассчитав показатель, компания сможет оптимизировать рекламу, отключить неэффективные каналы и тратить больше на те, что приносят максимальный доход. После расчёта CAC можно найти способы оптимизации показателя, которые позволят тратить меньше денег, а получать - больше.</p>
39
<p>CAC требует постоянного внимания аналитиков и маркетологов. В первый раз метрику лучше рассчитать во время прогнозирования - при запуске нового бизнеса или нового рекламного канала. CAC контролируют постоянно, пока компания занимается маркетингом. Метрику рассчитывают для разных каналов, разных периодов и разных рекламных кампаний.</p>
39
<p>CAC требует постоянного внимания аналитиков и маркетологов. В первый раз метрику лучше рассчитать во время прогнозирования - при запуске нового бизнеса или нового рекламного канала. CAC контролируют постоянно, пока компания занимается маркетингом. Метрику рассчитывают для разных каналов, разных периодов и разных рекламных кампаний.</p>
40
<p>Как с помощью CAC понять, является ли маркетинг прибыльным? Для этого метрику сравнивают с другими показателями. Перечислим их.</p>
40
<p>Как с помощью CAC понять, является ли маркетинг прибыльным? Для этого метрику сравнивают с другими показателями. Перечислим их.</p>
41
<p><strong>Средний чек.</strong>Это средняя сумма, которую клиент тратит за один заказ. Считается, что CAC не должна быть выше среднего чека. В противном случае бизнес тратит на маркетинг больше денег, чем получает от клиентов.</p>
41
<p><strong>Средний чек.</strong>Это средняя сумма, которую клиент тратит за один заказ. Считается, что CAC не должна быть выше среднего чека. В противном случае бизнес тратит на маркетинг больше денег, чем получает от клиентов.</p>
42
<p>Однако это не справедливо для многих компаний. Речь идёт о случаях, когда привлечение клиента для первой покупки стоит дорого, но в будущем клиент делает много покупок, а компания уже почти не несёт маркетинговых расходов.</p>
42
<p>Однако это не справедливо для многих компаний. Речь идёт о случаях, когда привлечение клиента для первой покупки стоит дорого, но в будущем клиент делает много покупок, а компания уже почти не несёт маркетинговых расходов.</p>
43
<p>Пример такого бизнеса - распространение электронного журнала по подписке. CAC при первой продаже подписки для клиента может быть высокой. Однако компания почти не несёт издержек при следующих продажах - клиенты продлевают подписки после одного-двух звонков менеджеров.</p>
43
<p>Пример такого бизнеса - распространение электронного журнала по подписке. CAC при первой продаже подписки для клиента может быть высокой. Однако компания почти не несёт издержек при следующих продажах - клиенты продлевают подписки после одного-двух звонков менеджеров.</p>
44
<p>В таком случае доходы от последующих продаж перекроют маркетинговые расходы на привлечение клиента.</p>
44
<p>В таком случае доходы от последующих продаж перекроют маркетинговые расходы на привлечение клиента.</p>
45
<p><strong>LTV</strong>. Lifetime Value - это прибыль, которую получает компания за всё время сотрудничества с клиентом. Чтобы посчитать LTV, из доходов от продаж клиенту вычитают себестоимость товаров или услуг, а также расходы на привлечение и удержание клиента.</p>
45
<p><strong>LTV</strong>. Lifetime Value - это прибыль, которую получает компания за всё время сотрудничества с клиентом. Чтобы посчитать LTV, из доходов от продаж клиенту вычитают себестоимость товаров или услуг, а также расходы на привлечение и удержание клиента.</p>
46
<p>Сравнивая LTV и CAC, нужно ориентироваться на то, какая формула использована при расчёте LTV. Некоторые источники не включают расходы на привлечение в расчёт. Тогда LTV не должен быть меньше CAC - иначе компания получает от клиента меньше прибыли, чем тратит на его привлечение.</p>
46
<p>Сравнивая LTV и CAC, нужно ориентироваться на то, какая формула использована при расчёте LTV. Некоторые источники не включают расходы на привлечение в расчёт. Тогда LTV не должен быть меньше CAC - иначе компания получает от клиента меньше прибыли, чем тратит на его привлечение.</p>
47
<p>Чтобы оценить окупаемость маркетинговых расходов, нужно разделить LTV на CAC. Число меньше 1 - маркетинг убыточен, близко к 1 - работает "в ноль". LTV/CAC больше 3 можно назвать хорошей окупаемостью, около 2 - низкой. Однако значения будут меняться в зависимости от отрасли.</p>
47
<p>Чтобы оценить окупаемость маркетинговых расходов, нужно разделить LTV на CAC. Число меньше 1 - маркетинг убыточен, близко к 1 - работает "в ноль". LTV/CAC больше 3 можно назвать хорошей окупаемостью, около 2 - низкой. Однако значения будут меняться в зависимости от отрасли.</p>
48
<p>Если у клиента высокий LTV, на его привлечение можно потратить больше денег, чем принесёт компании первый заказ. При первом заказе компания сработает в минус, но в дальнейшем этот клиент окупит затраты на привлечение и принесёт прибыль.</p>
48
<p>Если у клиента высокий LTV, на его привлечение можно потратить больше денег, чем принесёт компании первый заказ. При первом заказе компания сработает в минус, но в дальнейшем этот клиент окупит затраты на привлечение и принесёт прибыль.</p>
49
<p>Если привлечение клиентов уже включено в расчёт LTV, то маркетинг будет окупаться, если LTV больше нуля.</p>
49
<p>Если привлечение клиентов уже включено в расчёт LTV, то маркетинг будет окупаться, если LTV больше нуля.</p>
50
<ul><li>CAC - это стоимость привлечения клиента. Чтобы подсчитать CAC, нужно маркетинговые расходы поделить на количество привлечённых клиентов.</li>
50
<ul><li>CAC - это стоимость привлечения клиента. Чтобы подсчитать CAC, нужно маркетинговые расходы поделить на количество привлечённых клиентов.</li>
51
<li>Какие маркетинговые расходы войдут в базу расчёта, зависит от задачи. CAC считают для разных кампаний, для разных каналов или для всего маркетинга в целом.</li>
51
<li>Какие маркетинговые расходы войдут в базу расчёта, зависит от задачи. CAC считают для разных кампаний, для разных каналов или для всего маркетинга в целом.</li>
52
<li>CAC лучше рассчитывать регулярно. Первый раз метрику посчитать следует ещё на этапе прогнозирования.</li>
52
<li>CAC лучше рассчитывать регулярно. Первый раз метрику посчитать следует ещё на этапе прогнозирования.</li>
53
<li>CAC следует сравнивать с LTV и средним чеком.</li>
53
<li>CAC следует сравнивать с LTV и средним чеком.</li>
54
</ul><p>Интернет-маркетинг на практике</p>
54
</ul><p>Интернет-маркетинг на практике</p>
55
<p>Вы изучите SMM, копирайтинг, таргетинг и продвижение в интернете. На примере кафе с доставкой еды вы разберёте, как продвигать бизнес в интернете, и соберёте сильное портфолио.</p>
55
<p>Вы изучите SMM, копирайтинг, таргетинг и продвижение в интернете. На примере кафе с доставкой еды вы разберёте, как продвигать бизнес в интернете, и соберёте сильное портфолио.</p>
56
<p><a>Пройти бесплатно</a></p>
56
<p><a>Пройти бесплатно</a></p>
57
<a><b>Бесплатный курс по digital-маркетингу</b>Разбираемся в SMM, копирайтинге, таргетинге и не только. Все участники получат доступ к телеграм-каналу о маркетинге, где смогут искать проекты и обмениваться опытом. Пройти курс</a>
57
<a><b>Бесплатный курс по digital-маркетингу</b>Разбираемся в SMM, копирайтинге, таргетинге и не только. Все участники получат доступ к телеграм-каналу о маркетинге, где смогут искать проекты и обмениваться опытом. Пройти курс</a>